Семинары практикумы по моделированию экологических знаний детей. Семинар для воспитателей доо "экологические эксперименты". Подготовка к семинару – практикуму

Педагогическая мастерская

«От экологии природы к экологии души»

Содержание:

    Блиц-тренинг:

    Упражнение-приветствие «Аллитерация имени»

    Сообщение правил работы.

    Упражнение –ассоциация «Экологическое дерево»

    Психологическое упражнение «Природа = человек»

    Игра на расслабление «Маленькие тайны природы» («Это интересно знать»)

    Шуточная игра «Концовки обманки» или «Доскажи словечко»

    Рефлексия.

Ход мероприятия:

    Вопрос экологического воспитания всегда был и остается актуальным на сегодняшний день. Научить детей с раннего возраста любить, беречь и охранять природу – основная задача педагога. А чтобы привить эти знания и, главное, заинтересовать ребенка педагогу необходимо самому много знать и уметь правильно все преподнести. И поэтому, сегодня, в нашей педагогической мастерской, я хочу затронуть тему экологического воспитания: поиграть, поразмышлять по данному вопросу и презентовать вам свою авторскую работу.

А чтобы достичь лучших результатов, я предлагаю придерживаться трех главных правил: быть активным, внимательно слушать и уважать мнение других. Согласны?

Для начала, давайте познакомимся поближе. Но знакомство у нас будет необычным. Каждый из вас должен придумать к своему имени прилагательное, которое начинается с той же буквы, что и его имя.

Давайте начну с себя: «Меня зовут обаятельная Оксана, а вас?»

Участники представляют себя.

Очень приятно с вами познакомиться. Я думаю, что эту игру, для сплочения коллектива, вы также сможете применить в своей практике.

2) Итак, мы открываем нашу педагогическую мастерскую «От экологии природы к экологии души».

Упражнение «Экологическое дерево»

С наступлением весны, когда природа вокруг оживает, мы намного сильнее понимаем, как важна экология природы, как важно донести детям, нашему будущему поколению, что экология природы и человека взаимосвязаны.

Сегодня я хочу предложить вам помочь расцвести нашему экологическому дереву. У каждого из вас на столах лежат стикеры-цветочки и стикеры-лучики. На цветах нужно написать ассоциации к слову «экология», озвучить и прикрепить к дереву. (природа чистота животные воздух земля лес человек растения вода планета жизнь охрана дом окружающая среда)

Но без солнышка, его солнечных лучей дерево завянет. Поэтому те, у кого стикеры-лучики, напишут на них формы работы с детьми по экологическому воспитанию . ( Занятия, экскурсии. КВН, викторины, конкурсы, проблемные ситуации, выставки, экспозиции, праздники, дидактические игры, наблюдения, поисково-исследовательская работа, экологическая тропа, практическая деятельность в природе; экологические сказки)

Работа с экологическим деревом.

Дошкольникам можно заменить слова-ассоциации картинками, из которых дети выбирают необходимые.

Наше экологическое дерево расцвело. И с помощью этих солнечных лучей, разнообразных форм работы, которые мы будем направлять, экология нашей планеты останется цветущей еще не один год.

3 ) Упражнение «Природа = человек»

А как дать ребенку это понять? Для этого я хочу предложить вам сравнить себя с любым природным объектом и ответить на вопросы: «Если бы вы стали этим объектом, то какого пола, возраста, были бы? Можете назвать его имя, характер или увлечения.»

Я предлагаю каждому столу выбрать один природный объект и озвучить его.

- Если человек заберет домой, что ты будешь чувствовать?

- Если закроют в клетке, понравится тебе или нет?

- Что ты испытаешь, если сломают твою ветку?

- Если тебя выбросит на берег, а люди бросят тебя обратно в воду, будешь ли ты им благодарна?

- Как ты будешь относится к людям, если они будут тебя подкармливать?

Карточки с изображениями природных объектов лежат на столах.

- Таким образом, сравнивая себя с кем или чем-либо, войдя в образ, ребенок понимает, что природа, как и человек, живет, растет, дышит, болеет, испытывает эмоции, что природа – это и есть человек.

У природы, как и у каждого человека, также есть свои маленькие тайны, которые мы с вами не знаем. Я предлагаю вам ответить на вопросы и раскрыть некоторые из них. А за каждый правильный ответ я хочу вам преподнести маленький весенний подарок. Так что я жду вашего активного участия.

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие ? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

3. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

4. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

5. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

6. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

7. Какой зверь самый чистоплотный? (кошка.)
8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

9. Кого называют листопадничками ? (Зайчат, родившихся осенью)

10. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

11. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

12. Какую траву любят кошки? (Валериана)

13. Лесной петух. (Глухарь)

14. Трава от 99 болезней. (Зверобой)

15. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

16. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –

сигнал опасности)

17. Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Для «полетов» . Во время прыжков служит своеобразным парашютом-крылом. Кроме того, хвост – это руль, помогающий изменить направление полета при необходимости.)

18. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)

Я надеюсь, что сегодня для вас, хоть немножечко, приоткрылись некоторые маленькие тайны природы. Вы активно участвовали в этом задании, но давайте для создания весеннего настроения преподнесем эти цветы и остальным нашим участникам.

5 ) А сейчас я хочу предложить вам немного расслабиться и поиграть в шуточную игру «Концовки-обманки» или по-другому назвать «Добавь словечко».

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

Эта игра направления на развитие у детей прежде всего внимания и конечно немного расслабляет. А мы продолжаем.

6) В своей деятельности каждый из нас, для более эффективного усвоения материала, старается применить интересные, интерактивные, инновационные формы работы. Сегодня я хочу предоставить вам свою авторскую презентацию игры-тренажера по экологическому воспитанию «Волшебница-вода».

Эту презентацию я сделала для закрепления материала о воде в старшей группе. Итак, начинаем. А от вас я также жду активного участия.

Презентация

    Титульный лист «Волшебница-вода»

    Сегодня к нам в гости прилетела капелька. Она очень любит путешествовать и успела облететь всю планету. А вы знаете, как называется наша планета?

    Во время путешествия капелька увидела, что на Земле очень много…, а чего вы отгадайте: В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

    А вы знаете где живет вода на нашей планете? Давайте расскажем, а капелька нам покажет (в воздухе, воде, почве, в земле)

    Все мы знаем, что вода – это главный источник жизни на Земле. Давайте подумаем, что же может случится, если вода исчезнет.

А наша капелька, конечно же, нам подскажет.

    Засуха

Исчезнут водоемы

Все чаще будут происходить пожары

Завянут растения, не будет урожая

Животные останутся без воды

Рыбы умрут

    Давайте подумаем, а нужна ли человеку вода и для чего?

    Пить

Купаться

Стирать

Варить кушать

Мыть посуду

Убирать

- Посмотрите и скажите, правильно ли показала все наша капелька?

9. А кому еще, кроме человека, нужна вода?

Животным, растениям, рыбам, птицам, насекомым.

    Все мы понимаем, что без воды очень плохо, а как вы думаете сможет ли навредить вода и как?

    А капелька спешит уже на помощь.

Ливень, наводнение, можно утонуть в воде, град, снегопад, сосульки, туман.

    Вы знаете, что вода – настоящая волшебница. Она может превращаться, менять свое состояние. А какие состояния воды вы знаете? (жидкое, твердое, газообразное)

    Наша веселая капелька хочет поиграть с вами. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, где же спряталась капелька?

    Молодцы, давайте поиграем еще, будьте внимательными.

    И последний разочек. Раз, два, три, капельку ищи!

    Посмотрите на нашей лужайке пошел дождик. А вы знаете, почему вода не заканчивается ? (происходит круговорот воды в природе)

    Сегодня я хочу предложить Вам самим озвучить сказку, которую приготовила нам капелька.

(Хочу заметить, что ребята на предыдущих занятиях слушали эту сказку в исполнении воспитателя)

Одна маленькая веселая капелька жила вместе со своими сестрами в небольшом лесном озере. Жили они дружно и весело.

Однажды пригрело солнышко и влага с поверхности озера начала испарятся и подниматься вверх. Капелька оторвалась от своих сестер и устремилась вверх. Она превратилась в водяной пар и оказалась высоко в небе.

Там капелька встретилась с другими такими же капельками. Они образовали облако. Солнышко все припекало и припекало, а капельки все прибывали и прибывали. Облако значительно подросло и потемнело. Оно стало тучкой.

Там, высоко в небе, очень холодно. И капельки, чтобы согреться стали прижиматься друг к другу. Они снова из водяного пара превратились в воду, стали тяжелыми и упали на землю в виде дождя.

Наша капелька упала в небольшой ручеек, который подхватил ее и весело журча понес ее к лесному озеру, в который он впадал.

И в завершении презентации хочется только сказать:

Берегите воду!

Не умыться, не напиться без воды!

Листику не распуститься без воды!

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

- Подводя итоги, я хочу сказать, что без наглядного материала работа с детьми будет не такой эффективной.

7) На этом наша педагогическая мастерская закрывается.

И в работе пожелать хочу вам я -
Идей, энтузиазма и огня.

Я надеюсь, что вы почерпнули что-то новое для себя. А насколько интересно и познавательно вам сегодня было я предлагаю оценить с помощью стикеров на нашей доске.


СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Цель семинара-практикума:

развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов в подборе, организации и проведении дидактических игр экологической направленности, установить тесное сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные).
  2. Уточнить и расширить знания педагогов о дидактических играх экологической направленности для детей дошкольного возраста, их значение во всестороннем развитии ребенка.
  3. Совершенствовать умение использовать дидактические игры экологической направленности в образовательном процессе.

Подготовка к семинару:

Самостоятельное изучение ФГОС ДО, методической литературы по теме, подготовка презентации, информационного буклета.

ИКТ и ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран.

Форма проведения: педагогическая студия.

План семинара-практикума:

  1. Открытие педагогической студии. Вступительное слово. Разминка.
  2. Игра «Вопрос - ответ» (экологической направленности).
  3. Доклад - презентация по теме мероприятия.
  4. Составление синквейна «Экологическая игра».
  5. Игра «Логический поезд» (ТРИЗ-технология).
  6. Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
  7. Игра «Сороконожка» (динамическая пауза).
  8. Игра «Профессионалы» (Решение педагогических ситуаций).
  9. «Ярмарка педагогических идей» (дидактические игры экологической направленности).
  1. Творческое задание.
  2. Музыкальный конкурс.
  3. Заключительное слово старшего воспитателя. Подведение итогов. Рекомендации педагогам по теме мероприятия.
  4. Упражнение - рефлексия «Оживи росток».

Ход семинара-практикума:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности».

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания, уточнить и расширить ваши знания о дидактических играх экологической направленности, их значении в развитии ребенка-дошкольника. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Предлагаю вначале погрузиться в приятные воспоминания о природе. А для более реальных ощущений у нас есть волшебный цветок.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Задачи, стоящие перед воспитателем, знакомящим детей с природой: формирование у детей элементарной системы знаний о природе; формирование у детей трудовых навыков и умений; формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны - необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

Разминка

И так что же такое экология? (Ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

Почему, на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

Какая должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли ежедневно и доступно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

Игра «Вопрос - ответ»

Назовите элементы предметно - развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы; модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.).

Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
(Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

Что должно быть в уголке природы?
(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

Что должно быть на участке детского сада?
(Деревья, кустарники, цветники, огород.)

Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)

Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование .)

Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.)

Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы; экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте); дидактические игры экологической направленности.))

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Игры с предметами (игрушками, природным материалом);

Настольные печатные игры;

Словесные игры.

Предметные игры по экологии - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о времени года, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Оденем куклу на прогулку», «Живое-неживое»), о литературных произведениях («Путешествие в страну экологических сказок и сказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.

Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Игры-занятия используются в младших и средних группах, в старших группах - как часть занятия.

Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Можно использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры отражают впечатления детей, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогают усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов.

Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми можно использовать большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей, либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Составление синквейна «Экологическая игра»

Синквейн классический (строгий)

первая строка - тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение

вторая строка - два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы

третья строка - три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы

четвертая строка - предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме

пятая строка - одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме

Игра «Логический поезд» (ТРИЗ-технология)

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных.

Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.).

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода.

Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых).

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы.

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  • Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде).
  • Уж на дороге греется - (перед дождем).
  • Стрижи, ласточки низко летают - (дождь предвещают).
  • Мыши выходят из-под подстилки на снег - (за сутки до оттепели).
  • Собака катается по земле, мало ест и много спит - (к вьюге).
  • Когда цветет черемуха - (к холоду, заморозкам).
  • Если утром трава сухая - (к вечеру ожидай дождя).
  • С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день -

(к хорошей погоде).

  • Цветы перед дождем - (пахнут сильнее).
  • Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию).
  • Ворона кричит зимой - (к метели).
  • Лягушки квакают - (к дождю).
  • Воробьи в пыли купаются - (к дождю).
  • Около луны звезда народилась - (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Игра «Сороконожка» (динамическая пауза)

Игра «Профессионалы» (Решение педагогических ситуаций)

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

Кроссворд «С Днем рождения, Земля!»

1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук - станет все светло вокруг. (Солнце)

  1. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (Лед)
  2. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (Луна)
  3. Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка)
  4. Пол - лепешки над домами, не достать его руками. (Месяц)
  5. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем: ищем, ищем - не найдем. (Роса)
  6. На зов ответит зовом, на слово - тем же словом. На смех - ответит смехом, оно зовется…? (Эхо)
  7. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга - летний… (Дождь)
  8. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит - он лапой умывается. (Вода)
  9. Сколько по ней не иди - все будет бежать впереди. (Тень)

11. Каждый, кто проходит - подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (Родник)

  1. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (Листок)
  2. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (Ноябрь)
  3. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (Зима)
  4. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (Осень)

16. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (Туман)

  1. Колос золотится, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (Лето)
  2. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

«Ярмарка педагогических идей»

(дидактические игры экологической направленности)

Творческое задание

Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

  1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
  2. Увидел грача - весну встречай.
  3. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  5. Любишь кататься - люби и саночки возить.
  6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  7. Яблоко от яблони недалеко падает.

Музыкальный конкурс

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите: о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь)

Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (Педагоги выполняют задание.)

На этом наш семинар - практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании, расширили свои знания об дидактических играх экологической направленности. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.

Упражнение - рефлексия «Оживи росток»

оксана кочубей
Семинар-практикум «Путешествие в экологию»

О. С. Кочубей, воспитатель

МБДОУ «Ольгинский детский сад»

Семинар– практикум «Путешествие в экологию »

Цель : дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.

Задачи :

1. развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей ;

2. формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования ;

3. развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии ; повысить профессиональное мастерство педагогов.

Ход семинара слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему : «Путешествие в экологию » . Цель и задачи семинара представлены на слайде. (Слайд 2)

Как приятно, что мы имеем возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного : пение птиц, звон капели, шум ветра, шелест листьев, голоса любимых…

Вы уже догадались, что говорить мы будем о природе, об экологии . Я подготовила материал и задания, которые помогут выявить знания об экологии , об экологическом образовании наших детей и повысить компетентность в вопросах экологического воспитания .

1. Семинар предлагаю начать с дискуссии.

Как говорят, в дискуссии познается истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии ? (ответы коллег) слайд3

Теперь обратите внимание на слайд, где представлены определения ученых, которые более четко дают понятие экологии . (слайд 4)

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Экология – наука , изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

А что такое экологическое воспитание ? (слайд 5)

Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.

В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

Этот год объявлен годом экологии . Президент РФ подписал Указ и четко наметил конкретные цели тематического года (слайд 6) :

Привлечь внимание граждан к проблемам экологии ,

Обезопасить существующие экосистемы,

Перед образовательными учреждениями также поставлена цель – формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением , способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Любовь к природе должна прививаться с раннего детства, когда дети начинают знакомиться с травкой, цветами, насекомыми, птицами, животными, с различными явлениями природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе (слайд 7)

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования , что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

Экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области «Познавательное развитие» , которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. (задачи ФГОС ДОУ)

Американский эколог Барри Коммонер сформулировал основные законы экологии так : (слайд 13)

ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ

ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ

ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ

ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Как вы понимаете эти высказывания, приведите примеры

ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ;

Запускаем ракеты в космос, образуются озоновые дыры, нарушается баланс в воздушном пространстве, все влечет какие либо изменения, соответственно меняется экология . Простой пример : несколько раз сожгли поле, на нем со временем перестают расти те растения, которые всегда там росли, появляется что то другое, не свойственное данным местам, уходят какие то грызуны, которые тут раньше всегда были и так далее.

ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ;

Отходы одних живых организмов, останки организмов служат пищей для других. Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесенный в землю, повышает ее плодородность.

ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ;

(ничто не дается даром)

Чтобы чего – нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.

ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия , а иногда и к экологическим катастрофам . Более подробно с законами можно ознакомиться в книге Барри Коммонера «Замыкающийся круг» .

Исходя из этих законов, можем с уверенностью сказать : если пыль существует, значит это для чего – нибудь нужно. Это нужно хотя бы для того, чтобы приучать к труду маленьких детей : ведь несложно взять тряпочку и вытереть пыль с поверхности предметов. Воспитательный плюс в пользу пыли : она помогает в воспитании и развитии трудолюбия.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах экологического воспитания , то среди них будут : (слайд 8) :

Введение ребенка в мир природы,

Формирование у детей элементарной системы знаний о природе,

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Формирование у детей трудовых навыков и умений,

Формирование у детей способности видеть красоту родной природы, бережного и заботливого отношения к ней.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Все эти задачи тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Давайте рассмотрим основные линии экологического образования дошкольников, т. е. одну из структур экологического образования «Наш дом природа» , которая представлена на слайде 9.

Первый уровень - ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. В этом уровне изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой.

Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы : сначала неживой (блоки «Вода» , «Воздух» , «Камни, песок, глина» , затем - с компонентом, включающий живую и неживую природу («Почва» , и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения» , «Животные» ).

Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне : на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес» ).

Четвертый уровень (обобщающий) : блок занятий «Человек и природа» , в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения.

Обсуждая вопрос об экологическом воспитании дошкольником, должны понимать, что среда в учреждении должна создавать условия для : (слайд 10)

познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

эколого -эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

экологизация различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).

С введением ФГОС определили требования к развивающей предметно – пространственной среде, вы с ними знакомы.

Назовите составляющие развивающей среды, используемые для экологического воспитания дошкольников в вашем детском саду – ответы коллег (слайд 11) :

Можно выделить два направления :

а) создание новых элементов среды;

б) экологизация существующих .

В первом направлении : экологические центры , экологические комнаты (классы, лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки .

Второе направление - уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки, паспорта растений, мини огороды в группе и др.

Говоря об элементах развивающей предметно – пространственной среды, мы назвали один из таких элементов - экологическая тропа . Я бы хотела немного затронуть этот вопрос. В нашем детском саду функционирует экологическая тропа .

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.

Как вы считаете, что относится к объектам экологической тропы (слайд 19) :

Цветники

Скворечники

Кормушки для птиц

Детский огород

Уголок лекарственных растений

Уголок леса

Центр воды и песка

В качестве объектов экологической тропы в нашем детском саду выбраны - естественные и искусственно созданные объекты педагогами и родителями. Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. К выбору объектов и их созданию мы привлекали родителей и детей, например, родители приняли участие в посадке лекарственных растений (подорожник, мать – и – мачеха) . Тем самым детям дали возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы , дети бережно относятся к ней, считают своей, проявляют больший интерес.

Для повышения интереса детей педагог совместно с ними можно выбрать «хозяина тропинки» , еще интереснее если в каждой группе будет свой хозяин или хозяйка : Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Земляничка, Божья коровка и др. Можно разделить на станции : «Теневой навес» (беседка, «Белая (русская) березка», «Зеленая аптечка» , «Госпожа Ель» , «Цветочная поляна» , «Пернатый мир» , «Муравьиный дом» , «Мусоринка» и др.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Для того, чтобы добиться определенных результатов в экологическом воспитании , необходимо использовать разные методы и формы работы.

Какие методы вы знаете?

Наглядные методы экологического воспитания детей (наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов) (слайд 14, 15) ;

Практические методы экологического воспитания дошкольников (игра; элементарные опыты; моделирование) ;

Словесные методы экологического воспитания дошкольников (рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы);

Основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников (наблюдение) ;

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию - занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте) .

Так как ведущей деятельностью является игра, то экологическое воспитание не является исключением и также реализуется через игру.

4. Предлагаю вам несколько игр.

Дид/игра «Найди свой дом» (слайд 12)

Цель игры : Найти целый предмет по части.

Игровое действие : Поиск «домика» по определённому признаку.

Правила : Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

Оборудование : На карточках нарисованы листья с разных деревьев (берёза, дуб, рябина, клён, ёлка, сосна) ; макеты этих деревьев (объёмные или плоскостные) . В нашем случае просто карточка, с нарисованным деревом.

Ход игры:

Дети, в данном случае педагоги – «зайчата» . Чтобы «зайчата» не потерялись в лесу, «мама-зайчиха» даёт им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу «Все домой – волк близко!» - бегут к себе в домик – под определённое дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться карточками – «переезжать в новый дом» .

А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, предлагаю игру «Экологическое лукошко » (слайд 16, 17)

Наука о животных. (Зоология)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Пингвин птица или животное? (Птица)

Наука о растениях. (Ботаника)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Самая высока трава? (Бамбук)

Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

(слайд 18)

Блиц –конкурс «Предсказание погоды»

Ласточки летают низко к земле – к дождю

Паук усиленно плетет паутину- к сухой погоде

Когда цветет черемуха- к заморозкам

Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

Осенью птицы летят высоко- к теплой зиме

Комары роем летают – к теплой погоде

Воробьи купаются в пыли – к дождю

Цветки одуванчика днем закрываются – к дождю

Экологические задачи

Петя с мамой отправились в лес за грибами

Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома.

Нет, этого делать нельзя – сказала мама.

Вопрос : почему она так ответила.

(Мама не разрешила потому, что знала это был птенец, который учился летать. В неволе он погибнет)

Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

Давай поймаем ее, - попросил Витя

Нельзя ловить бабочек, -сказал Коля

От них все равно никакой пользы нет – ответил Витя.

Вопрос : Кто из мальчиков был прав?

(ловить и уничтожать бабочек нельзя, это не только красивое, но и полезное насекомое, бабочка питается мелкими мошками. Убивая ненужных по нашему мнению, мы нарушаем экологическое равновесие ) Барри закон

Семинар подходит к концу и хотелось бы услышать ответ на вопрос : «Почему, на ваш взгляд, нужно заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?» (Потому что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нём.)

Красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии »;

Желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний» ;

Зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание.

Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме , не оставили никого из вас равнодушными, способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии . Надеюсь, что он был для вас полезным и интересным. Вы освежили в памяти все об экологическом воспитании . Желаю вам успехов в работе.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

Нормативные документы :

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изм.) [Электронный ресурс] // Режим доступа : www.consultant.ru (Дата обращения : 10.03.2017) .

Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии " [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru (Дата обращения : 10.03.2017) .

Литература :

1. ВолосниковаТ. В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т. В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20

2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г. А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

3. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников . –М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС» , 2006. – 176с.

4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду - М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2011.

6. «МЫ» . Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб : М 94 «Детство – пресс» , 2004 -240 с.

7. Светлана Николаева. Юный эколог . Программа экологического воспитания в детском саду : МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010

8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 городского округа Самара

Экологический семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Экологический мост»

Подготовила и провела:

воспитатель

Андреева Татьяна Васильевна

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Задачи:

Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

Развивать познавательный интерес у педагогов;

Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

Экологический тренинг для педагогов.

Представление названия команды.

Разминка.

Блиц – конкурс

Решение педагогических ситуаций

Кроссворд “С днем рождения, земля!”

Творческий конкурс.

Музыкальный конкурс.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Экологический мост»

Предлагаю сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга (мяч по кругу с представлением).

Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах , стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание - экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов МДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи: Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада; Разработать план работы педагогов в данном направлении; Разработка карты-схемы экологической тропы на территории МДОУ. Участники семинара: педагоги МДОУ, родители. Ход семинара - практикума: Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя... «Творческая мастерская» Ведущая: Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. В начале нашего мероприятия я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух). (Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

2 Ведущая: Первое и творческое задание каждой команде: необходимо выбрать элемент развивающей среды экологической направленности и подготовить выступление по плану: 1. Название элемента развивающей среды (лаборатория, уголок природы в группе и т.п.). 2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысит эффективность работы по экологическому образованию; в реализации каких программ он может помочь и т.п.). Под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами способы реализации и достижения результата. 3. Возраст детей, для которых он предназначен. 4. Где расположен и как оформлен. 5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов указать названия животных, растений). 6. Зонирование помещения (если это требуется). 7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (например, экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников и т.п.) Время на выполнение задания 20 минут. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагогов. Ведущая: Подведя итог-выступлений, явно определился «лидер» среди элементов эколого-развивающей среды. Наиболее важной и эффективной формой работы оказалась экологическая тропа, как на территории МБДОУ, так и внутри ее. Педагогическая змейка: Ведущая: для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.

3 (Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами). Ведущая: Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении. Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании * используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок: а) на территории дошкольного учреждения; б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);» в) в здании детского сада. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав),

4 мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране» дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада). «Конструкторы». Ведущая: Каждая команда получает два общих задания: Разработать схему экологической тропинки на территории МБДОУ;

5 Разработать схему экологической тропинки в учреждении. На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы. По результатам предложенных педагогами карта-схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания подобной формы экологического воспитания в МДОУ, было вынесено решение о необходимости создания экологической тропы на территории МДОУ. Этапы создания и оформления тропинки Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей: > детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов; составление общей картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому; выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости; фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков; составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

6 Основываясь на теоретические факты о значении и организации экологических троп в детском саду, совместно с педагогами разрабатывает перспективный план работы в направлении создания экологической тропы в МДОУ (на территории и внутри детского сада). Основные мероприятия, направленные на создание экологической тропы в МДОУ. 1. Педагогами старшей и подготовительной группы заполняется паспорт будущей экологической тропики, включающий в себя карта-схемы будущей тропы. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных нами для некоторых деревьев экологической тропинки. 2. Старшим воспитателем и творческой группой разрабатывается дизайн остановок будущей экологической тропы. * 3. Воспитателями средней группы разрабатывается дизайн экологической сферы внутри дошкольного учреждения. 4. Воспитателями младших групп собирается информация о растительном фонде на территории детского сада.


МБДОУДС 4 «Семицветик» г. Сасово. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников» Провела: воспитатель Гуськова И.А. Дата проведения: 16 апреля

Экологическая тропа в детском саду Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания ребенкадошкольника, воспитание начал экологической культуры Задачи: Развитие познавательного интереса

Презентация проекта «Экологическая тропа в детском саду» Выполнила: воспитатель Карпова Л.В. 2018г. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой

МКДОУ д/с 5 «Ласточка» Проект «Растения детского сада» (2-ая младшая группа) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Черноусова В.Н. Г.Лермонтов 2014 Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-информационный

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Веснина Елена Александровна воспитатель МКДОУ 7 «Чебурашка» г. Мирный, Архангельская область ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ДЕТСКОМ САДУ Аннотация: в статье описывается опыт приобщения детей

2013г. ВВЕДЕНИЕ Путеводитель по тропе «Тропа удивительных открытий» составлен так, чтобы его материалы могли использовать воспитатели ДОУ при проведении экскурсий с детьми дошкольного возраста. Основное

Проект «Путешествие по экологической тропе» ГБОУ СОШ с. Пестравка структурное подразделение детский сад «Колосок» Авторы презентации: Лахула Татьяна Николаевна Гофман Тамара Николаевна Паспорт проекта.

Выполнили воспитатели старшей группы «Солнышко»: Чичаева Н.А Каширина Е.А Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 12 «Орлёнок» г.лобня В.С.Тихомирова Приказ от «Добро пожаловать в страну «Экология» ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СРЕДНЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Использование проектного метода в развитии экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Полуэктова М.В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 8 «Черемушка»» г. Тотьма

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА специально оборудованный учебный маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОУ Из опыта работы инструкторов по физическому воспитанию Колесниченко С.Г. и Панченко Н.Г. МБДОУ «Центр развития ребенка 2» ТУРИСТИЧЕСКИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 18 «ЖУРАВЛИК» «Реализация проекта по созданию природного развивающего комплекса «По Югорским тропинкам» на

Энциклопедия безопасного поведения Раздел: Ребенок и природа «Береги свою планету ведь другой на свете нет» Старшая группа «Теремок» Воспитатель: Юстенюк Т.В. Цель - развитие основ экологической культуры

Экологическая тропа Лето самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность

Экологическая развивающая среда в ДОУ как одно из важных условий реализации системы экологического воспитания младших дошкольников Экологическое воспитание «это формирование у детей экологического сознания

Пермский край, Краснокамский муниципальный район МБДОУ «Детский сад». 15 «В гостях у осени» педагогический проект для детей старшей группы с ЗПР Разработали. Воспитатели: М.Е Улитина Т.М.Гребенникова Учитель-логопед:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 36 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭКОЛОГИЮ Антропова Светлана Александровна Цель: -дать практическую направленность экологическим знаниям

Взаимодействие с семьями воспитанников в реализации задач экологического воспитания. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Потребительское

Младший дошкольный возраст (34ч.) Цель: Формирование основ экологической компетентности через развитие познавательного интереса к природе, способности видеть красоту вокруг себя, желание любить и беречь

План мероприятий в рамках Года экологии (2017) в МБДОУ детском саду «Ладушка» п/п Дата Мероприятия проведения 1. Работа с педагогами Ответственные 1.1 Оформление выставки методической литературы и пособий

Тема: «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы» Воспитатель МБДОУ «Соболенок»: Морокова Т.К. Актуальность Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Разработали: творческая группа педагогов МБДОУ детский сад 15 «Теремок» г. Котовск 2012г. Цель проекта: создание единого эколого-развивающего пространства посредством взаимодействия с образовательными

Утверждаю: Заведующий МКДОУ Савкинский детский сад Приказ 28 от 27.05.2015 /Н.И.Погорелова/ Перспективное планирование на летне оздоровительный период на 2015г Цель работы: Сохранение и укрепление физического

МДОУ Детский сад 101 «Проект - Экологическая тропа в ДОУ» Подготовил: Корнилова В.М. воспитатель высшей категории Тверь, 2016 Тайны живой природы Цель проекта: создание условий в ДОУ для формирования у

Проект «Живая душа природы» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье Автор проекта: Чемакина В.С., МБДОУ «Детский сад 12» г. Торжок, Тверская область Аннотация Потребительское

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ по формированию экологической культуры дошкольника МАДОУ ЦРР д/с 20 «Дюймовочка» Учитель экологии Гоголинская Наталья Александровна «Маленький ребёнок познаёт мир с открытой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОРОКИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Приложение 1 «Утверждаю» Директор МАУ ДО Сорокинский ЦДТ Л.Н. Батурина Рабочая программа ознакомительного

В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных

Долгушева Светлана Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 5 «Березка» г.о. Краснознаменск Московской области ДОКЛАД ИЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 96 «Ботанический» Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методические рекомендации по РППС ДОУ по экологическому воспитанию

Центры познавательноисследовательской деятельности на территории ДОУ Мельникова Елена Борисовна Старший воспитатель МБДОУ ЦРР «детский сад 217» г. Барнаула Одним из способов создания единого образовательного

МЕСЯЦ МЕРОПРИЯТИЕ ЦЕЛЬ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ СЕНТЯБРЬ Изготовление с детьми книжки малышки «Путешествие осеннего ли сточка» Закрепление представлений детей о характерных признаках

Экологический проект по созданию условий для экологического воспитания детей на прогулочной площадке Воспитатель МКДОУ «Детский сад 5 «Орешек» Коркмазова Мира Аскербиевна г. Черкесск 2016 Экологический

Администрация Дмитровского муниципального района Московской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОАННОГО ИДА 2 «ЖЕМЧУЖИНКА» 141800, г. Дмитров, мкр. Аверьянова,

План мероприятий в рамках проведения «Года экологии» на 2017г. Мероприятия Срок проведе ния Работа с педагогами 1 Разработка Плана мероприятий и рекомендаций для воспитателей по проведению в 2017 году

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 5 «Золушка» Доклад на тему: Развитие нравственных представлений у дошкольников в процессе общения с природой родного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 2 «УЛЫБКА» «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО КРАСНОЕ!» ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ:

Работа с кадрами 1 Знакомство педагогов с Указом Президента РФ и Указом Президента РБ об объявлении 2017 Годом экологии январь Заведующий 2 Составление плана работы по Заведующий январь «Году экологии

«Современные педагогические технологии в практике работы педагога дошкольном образовательном учреждении по этнокультурному направлению» Ефремова Л. А. воспитатель МДОУ «Детский сад 32 комбинированного

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «кормушка для птиц» Зотикова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Материалы подготовила воспитатель 1 кв. категории Губренко С.Г. Санкт Петербург, Колпино 2018 Цель: объединить

План мероприятий в рамках Года экологии, организуемых в МБДОУ ЦРР 5 в году в рамках экологического проекта «Прикоснись к природе сердцем» п/п Мероприятия 1 Ознакомление с нормативно-правовыми документами

Проект «Книга - лучший друг ребят» Подготовила: Фендрикова Елена Лаврентьевна Воспитатель МБДОУ 1 «Солнышко» «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»

Ландшафтный дизайн участка МДОУ детского сада 5 Наш детский сад 5 расположен в зелёной зоне города Хвалынска. Благоприятная экологическая обстановка и выгодное месторасположение дошкольного учреждения

Визитная карточка: Название: «Центр развития ребенка детский сад 3» Адрес: г. Биробиджан, ул. Пионерская, на карте) д. 88/а (см. Телефон: 33-7-33, 33-7-67 Сайт: http://raduga03.ucoz.ru/ ФИО руководителя

Проект «Мир цветов». Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители. Тип проекта: познавательно

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 8 Г.ГУЛЬКЕВИЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН Проект «Путешествие по страницам сказок писателя В.В.Бианки» Проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 357 городского округа Самара Условия реализации экологического воспитания в МБДОУ 357 г. о. Самара Выполнила: Берняева В. Е. воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тарасовский детский сад «Малышок» «Березка русская моя» Экологический проект Разработала воспитатель Шувалова Нина Ильинична 2013 г. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Детский сад 9 «Малышок» города Вольска Саратовской области ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Тропою познания и открытий» (срок реализации

МДОУ Деткий сад 40 Экологический проект «Стань природе другом». Подготовила: музыкальный руководитель - Бобкова Светлана Владимировна Воспитатели МДОУ Саратов 2017 Описание проекта: Данный проект направлен

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...